В законодательство о выборах в Российской Федерации внесены изменения. Упорядочивается процедура дистанционного электронного голосования на территории страны, упраздняются избирательные комиссии муниципальных образований. Изменения коснулись членов избиркомов с правом совещательного голоса. Кроме того, введены новые ограничения пассивного избирательного права для лиц, осужденных за экстремизм. За подробными пояснениями мы обратились к председателю территориальной избирательной комиссии Данковского района Татьяне Бодуновой.

14 марта 2022 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Одно из интересующих большую часть граждан новшеств касается дистанционного электронного голосования (ДЭГ). Ранее эта форма голосования уже использовалась в некоторых регионах. Пока при проведении выборов мы дистанционное электронное голосование не применяли, изучая опыт своих коллег из  других областей. В Липецкой области только планируется использование ДЭГ в будущем. Изменением законодательства на  федеральном уровне установлены основные принципы и параметры проведения ДЭГ, которое организуется с использованием сертифицированных государственных информационных систем, соответствующих требованиям ЦИК России.

Значит ли это, что бумажные бюллетени, ящики для голосования теперь не будут использоваться?

Нет, конечно. ДЭГ не заменяет традиционную форму голосования. При желании избиратель может по-прежнему голосовать на избирательном участке. Но у человека появляется выбор: голосовать традиционно на избирательном участке или дистанционно. При этом в обоих случаях не нарушаются основные принципы проведения выборов. Это соблюдение тайны волеизъявления избирателя, обязательное подтверждение личности голосующего, открытость и гласность процесса голосования.

Открытость и гласность организации выборов всегда обеспечивалась присутствием на избирательных участках представителей кандидатов, партий. За процессом голосования на избирательных участках следили  наблюдатели и  члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса (ЧСГ).   Согласно вступившему в силу закону ЧСГ в территориальных и участковых комиссиях не будет,   чем это обусловлено?

В соответствии с законом, члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса - это полноценные организаторы выборов (хоть и представляющие интересы кандидатов и партий), которые вправе осуществлять свою деятельность на всех этапах работы соответствующей избирательной комиссии. Это должны быть ответственные люди, разбирающиеся в тонкостях избирательного процесса, периодически проходящие соответствующее обучение. Но анализ деятельности участников избирательного процесса по вопросу назначения членов комиссий с правом совещательного голоса показал, что около 97 процентов членов комиссий с правом совещательного голоса находились в комиссиях только в день (дни) голосования, и не всегда полное время работы комиссии.  То есть большей частью полномочий в период подготовки проведения выборов они не воспользовались. По факту полномочия, которые выполняют эти члены комиссий, появляющиеся на избирательном участке только в дни голосования, практически полностью дублируют функции наблюдателей. В связи с чем, законом предусмотрено увеличение количества назначенных наблюдателей в окружную, территориальную и участковую избирательные комиссии с 2-х до 3-х на каждый день голосования. Отказ от присутствия в избирательном процессе членов комиссий с правом совещательного голоса не подорвет доверия общества к выборам, а с усилением корпуса наблюдателей только укрепит его.

Поясните, пожалуйста, что изменилось в части пассивного избирательного права?

Пассивное избирательное право - это право быть избранным. Теперь не могут быть избраны не только осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления, но и также осужденные за совершение указанных преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения пяти лет со дня снятия или погашения судимости.

С Вашей точки зрения, как отразятся на работе при проведении  выборов в нашем районе изменения законодательства в части исключения из системы избирательных комиссий избирательных комиссии муниципальных образований?

Территориальная избирательная комиссия Данковского района с 2006 года исполняет полномочия избирательной комиссии городского поселения город Данков, с 2017 года – избирательных комиссий всех сельских поселений Данковского района. То есть, у нас во всей Липецкой области такое исключение уже состоялось.    

Какие еще значимые для нашего района изменения, внесены в избирательное законодательство?

В нашем районе в связи с изменениями законодательства в части формирования избирательных участков необходимо будет в ближайшее время изменить границы двух избирательных участков 03-09 и 03-12. Причина – в уменьшении (менее 100) численности избирателей в границах избирательного участка № 03-09.